Выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард»

 

С 11 июня по 13 октября 2013 года в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина при поддержке Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» прошла выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард». Вниманию российских ценителей искусства было представлено собрание работ британских художников, которые в середине XIX века, смело отказавшись от академических принципов во имя художественной правды, обратились к «дорафаэлевской» естественной красоте и объективности.

Соглашение о проведении выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард» подписали в ноябре 2011 года директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, директор художественной галереи «Тейт Бритен» (Лондон) Пенелопа Кертис, директор Британского совета в России, советник по культуре посольства Великобритании Пол де Куинси и учредитель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишер Усманов.

В экспозицию вошла живопись и прикладное искусство — более 80 произведений из музейных и частных коллекций США и Великобритании, включая жемчужины коллекции Тейт — живописные полотна «Офелия», «Мариана» Джона Эверетта Миллеса, «Возлюбленная» и «Прозерпина» Данте Габриэля Россетти.

К выставке «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» приурочен уникальный литературный проект — издание сборника «Поэтический мир прерафаэлитов», а также насыщенная образовательная программа для детей и взрослых.

Идея привезти в Москву произведения прерафаэлитов возникла еще в 2008 году, когда в ГМИИ при поддержке Алишера Усманова прошла выставка Уильяма Тернера, имевшая огромный успех. Организация проекта потребовала серьезных инвестиций и заняла практически пять лет. По словам директора Пушкинского музея Ирины Антоновой, о выставке в музее мечтали уже 20 лет, и только поддержка Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» сделала проект возможным.

В названии выставки не случайно фигурирует слово «авангард»: Братство прерафаэлитов, образовавшееся в конце 1840-х годов, отрицало стандарты официальных художественных течений и критиковало академизм Королевской академии художеств. Прерафаэлиты были уверены в том, что излишне регламентированное, современное искусство скоро зайдет в тупик, и посвятили себя возрождению искренности и простоты эпохи «до Рафаэля», который, по их мнению, и стал основателем академического подхода в искусстве. Прерафаэлиты писали только с натуры, прорабатывали мельчайшие фактические подробности в исторических сюжетах, размышляли о роли женщины в обществе, поднимали социальные вопросы в своем творчестве. Особое внимание уделялось ремеслам — совмещая традиционные техники и изобретая новые, прерафаэлиты занимались мебельным дизайном, декором интерьеров, оформляли книги. Новаторство прерафаэлитов стало вызовом для всего мирового искусства, предвосхитив французский импрессионизм, ар нуво и модерн.

Серьезно повлияли прерафаэлиты и на русское искусство: идеи прерафаэлитов были очень близки мировоззрению мастеров эпохи Серебряного века — Врубеля, Васнецова и других.

Представление одной из самых ярких страниц истории британского искусства стало важным событием культурной жизни Москвы в 2013 году. В связи с огромной популярностью у публики, работа выставки была продлена на две недели. За 18 недель проведения выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард» с ней познакомилось рекордное число посетителей – 422,600 человек.

Фото