Музыкально-поэтический спектакль «Капель»
Жанр поэтического спектакля не предполагает динамичного действия — у него особая, лирическая драматургия. Тем не менее, это театр.
В «Капели» интерьер типичной квартиры 50-60-х годов. Мебель тех лет, старенькие радиола, торшер и телефонный аппарат. Театральную условность в обстановку вносят лишь новый рояль, стопки книг на полу и разбросанные по всей сцене яблоки. Появившиеся под светом софитов три девушки в платьях по моде тех лет органично вписываются в этот интерьер. Алиса Гребенщикова декламирует, пожалуй, самое знаменитое стихотворение Рождественского «Все начинается с любви». Затем в действо включаются Татьяна Колосова и Алина Ненашева: Татьяна поет шлягер 60-х «А снег идет» под рояльный аккомпанемент Алины.
Так, в чередовании стихов и песен, проходит спектакль «Капель». Актрисы погружают зрителей во внутренний мир женской души. Хрупкой, в чем-то наивной, но всегда любящей или ожидающей любви, стремящейся к счастью сквозь страдания и разочарования.
— Задумывая спектакль, я не стремилась сделать его о том времени, об эпохе оттепели, — призналась журналистам Алиса Гребенщикова.
— Просто так совпало, что большинство моих любимых женщин-поэтов: Белла Ахмадуллина, Вероника Тушнова, Римма Казакова и другие создали свои шедевры примерно в одни и те же годы. Их бессмертные строки вне времени, а вот песни, сама стилистика музыки, очень точно отражают время. Иногда мелодия мне не нравится за то, что она легковеснее стихов, отвлекает от их смысла. Тогда Татьяна не поет — я просто декламирую их. Так случилось со стихами Тушновой «Сто часов счастья» и «А знаешь, все еще будет».
Критика сразу после премьеры «Капели» в 2014 году, назвала ее нежным спектаклем. И может сложиться предубеждение, что эта постановка только для женщин. Гребенщикова не скрывает: да, первоначально целевой аудиторией, на которую ставился спектакль, ей виделись девушки. Но когда на спектакль стали приходить мужчины, и не по одному разу, создатели «Капели» поняли: настоящей поэзии тесны гендерные рамки. Интересно наблюдать, как по ходу спектакля меняются мужские лица, как выражение скуки сменяется интересом к драгоценным строкам.
— Если у зрителей появится желание после спектакля взять в руки томик стихов, я буду считать свою миссию выполненной, — так определяет свою сверхзадачу Алиса Гребенщикова.
— Спектаклем в Новотроицке мы начали сотрудничество с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» и фестивалем АРТ-ОКНО, — рассказала после представления художественный руководитель арт-группы «Капель», автор и одна из исполнительниц спектакля Алиса Гребенщикова. — Надеемся, что оно будет долгим и плодотворным. Все три актрисы, участвующие в спектакле, отметили хорошее организационное сопровождение гастролей со стороны фонда и фестиваля АРТ-ОКНО. Порадовались чуткому залу, очень эмоционально реагировавшему на игру.